Могильными плитами можно выложить дорожку к сортиру

 

"МК-Донбасс" № 41, октябрь 2001 г.

Мария Соловей
   Разбирая документы умершей бабушки, внук обнаружил пачку фронтовых писем деда. Самым последним в этой аккуратно перевязанной ленточкой стопке лежал серый кусочек картона, на котором чужим почерком было написано: "Ваш муж пал смертью храбрых при исполнении воинского долга". Внук знал, что дед погиб где-то в чужих краях. И он решил отыскать родную могилу. Обычная история. Вот только не вернувшийся с войны родственник был солдатом Вермахта, а погиб он в августе 1943-го в боях с Красной Армией, освобождающей Донбасс. 

   Первым делом родственники погибшего солдата - дочь Дорис Вилланд с мужем Вильгельмом и внук Ральф Шоффит - отправились в город Фрайбург. В течение десяти дней они внимательно изучали документы главного немецкого военного архива, пока не выяснили, что солдат 205 мотострелковой дивизии, их отец и дед, был убит 18 августа 1943 года на Миусском фронте близ села Семеновское Донецкой области. Почти уверенные в том, что они уже нашли место успокоения родного человека, Ральф и его родственники тотчас отправились в Донецк. К их немалому удивлению, никаких официальных служб, занимающихся проблемами иностранных военных захоронений, обнаружить не удалось. На третий день безрезультатных поисков счастливая случайность свела Ральфа Шоффита и чету Вилландов с преподавателем немецкой городской воскресной школы Любовью Беловоловой, которая предложила им обратиться в Донецкое областное национально-культурное общество немцев "Wiedergeburt". Руководитель общества, кандидат исторических наук Александр Дынгес уже на следующий день организовал поездку в Амвросиевский район, к месту массового захоронения немецких солдат, погибших на Миусском фронте. К удивлению немецких гостей, ничего похожего на кладбище они не увидели. Место, где находились останки нескольких тысяч немецких солдат, нельзя было назвать даже братской могилой. Местные жители объяснили, что "фрицы" похоронены "за коровником, где свекла растет". Так, в чистом поле, Ральф и Дорис встретились со своим дедом и отцом.

    К сожалению, подобная история для нашей страны скорее правило, чем исключение. По данным общества "Wiedergeburt", только в Донецкой области нашли свою смерть более 155 тысяч немецких солдат. И лишь ничтожно малая часть погибших похоронена согласно традиционному христианскому обычаю. Никто не призывает возводить памятники оккупантам, но, с точки зрения христианской религии и морали, перед смертью равны все: друзья и враги, убившие и убитые, и все они имеют право на достойное погребение. Тем более, если речь идет о людях, насильно поставленных под ружье и ставших пушечным мясом Вермахта.

   К слову сказать, немецкие военные захоронения расположены в 80 странах мира во всех частях света, включая Африку. Увы, Украина в этом вопросе пока уступает Африке. На месте безымянных братских могил сегодня разбиты парки культуры и отдыха, возведены гаражные и дачные кооперативы. Лишь в 1996 году было подписано украинско-германское соглашение о перезахоронении погибших во Второй Мировой войне. В Донецкой области этой проблемой занимается немецкое областное общество "Wiedergeburt". Уже шестой год при обществе действует военно-археологическая экспедиция. Благодаря усилиям поисковиков-энтузиастов удалось обнаружить 157 мест массового захоронения и обустроить по традиционному обычаю ряд немецких военных кладбищ. Первое такое кладбище возникло близ города Константиновки. Здесь были похоронены 199 немецких военнопленных. По архивным данным энтузиасты из "Wiedergeburt" установили имена всех покоящихся здесь, наладили связь с их родственниками. Родственники изготовили в Германии большой дубовый крест, привезли его в Константиновку и установили над братской могилой. Однако, в первую же ночь крест был украден местными жителями. Такая же судьба постигла мраморные плиты с могил.
   Вряд ли эти акты вандализма можно объяснить патриотическим порывом и традиционной нелюбовью к супостату. Ветераны Великой Отечественной войны более других понимают, что даже самый заклятый враг имеет право на последний приют. Все гораздо проще и страшнее - нам не кажется кощунственным использовать в хозяйстве крест с кладбища, выложить могильными плитами, пардон, дорожку к сортиру на даче. Вспомните, что подобному разграблению в последнее время все чаще подвергаются и захоронения советских солдат.
   Свой маленький бизнес на костях погибших в великой войне делают и так называемые "черные копатели". Зачастую опережая военно-полевых археологов, они прочесывают поля былых сражений, находя места массовых захоронений немецких солдат. Им безразличны как сами погибшие, так и безуспешно разыскивающие их родственники. Они ищут совсем другое: оружие, награды, знаки отличия. Все это перепродается коллекционерам и неонациствующим любителям фашистской символики. Сегодня на бульваре Пушкина можно легко купить "сувенир", снятый с трупа поверженного противника. Железный Крест, например, в зависимости от сохранности идет от 40 до 120 гривень. Солдатский жетон, по которому можно было бы идентифицировать личность солдата, отдают и того дешевле. Так, за 5-10 гривень продается последняя надежда отыскать могилу родного человека.
   Как известно, война заканчивается лишь тогда, когда похоронен последний солдат. Те, кто 60 лет назад пришли на нашу землю с мечом, - от меча и погибли. И остались в этой земле. Может, пора их похоронить?
 

в начало раздела          на главную страницу