Der Angriff

Сокровища третьего форта

 

Экспонаты знаменитого Прусского музея, считавшиеся безвозвратно утерянными,

найдены в развалинах старой Кенигсбергской крепости

 
"Итоги" №45 (283), 13 ноября 2001 г.

Илья Скакунов

   На след уникальной коллекции знаменитого Прусского музея, долгое время считавшейся безвозвратно утраченной во время Второй мировой войны, удалось выйти исследователям из Калининграда. Помог Его Величество Случай. В последнее время на местном рынке антиквариата стали появляться в большом количестве древние изделия из камня, кости, бронзы и серебра, имевшие уникальную научную ценность. По свидетельствам очевидцев, на всех изделиях просматривались инвентарные музейные номера. Все говорило о том, что попавшие в продажу ценности могли принадлежать к богатейшей коллекции Prussia-Museum, бесследно пропавшей во время отступления немцев из Кенигсберга.
   Калининградские ученые и милиция развернули настоящую охоту за коллекцией. Вот что рассказал "Итогам" старший научный сотрудник Калининградского историко-художественного музея Анатолий Валуев: "Мы начали выяснять происхождение появившихся предметов и узнали, что все они были обнаружены в казематах одного из пятнадцати калининградских фортов. Мы решили выяснить, на каких именно фортах идут нелегальные раскопки. Оказалось, что практически на всех. Черный рынок сразу отреагировал на наши детективные изыскания. Слухи об активных поисках не позволяли спокойно продавать пропавшие экспонаты. И первым откликнулся владелец одного из частных калининградских антикварных магазинов. Он приехал в музей и под видом меценатства сдал несколько мешков с предметами из бронзы, железа, стекла и фарфора. В основном это были обломки прежних экспонатов. 3000 обломков мы изучили и выяснили, что многие имеют идентификационные номера фондов Прусского музея, а их описания есть в каталогах, сохранившихся с тех времен. Владелец мешков, в свою очередь, сообщил, что купил их у неизвестных".

   Так из заброшенных казематов старой Кенигсбергской крепости потянулась тонкая ниточка к тайне этой коллекции. Следы уникальной экспозиции Прусского музея потерялись в августе 1944 года, когда английская авиация нанесла массированный бомбовый удар по Кенигсбергу. Тогда сгорел практически весь город. От Королевского замка, где хранились раритеты, остались руины. Из пылающего замка пытались вывезти отдельные витрины, но рушащиеся древние стены не позволили провести оперативную эвакуацию. Спустя время сотрудники музея во главе с директором Альфредом Роде (под его непосредственным руководством Янтарная комната была демонтирована и перевезена в 22 ящиках из Царского Села в Кенигсберг) с немецкой педантичностью тщательно упаковали все экспонаты в ящики и укрыли в нескольких тайниках.

   Сразу после окончания войны специально созданная группа из числа сотрудников Комитета по делам культпросветучреждений при СНК СССР пыталась найти потерянные сокровища. Вот что писала в специальном докладе руководитель группы Т. А. Беляева: "Гражданского населения по всей Пруссии не было. Всех увела с собой отступавшая гитлеровская армия. Не было немцев и в Кенигсберге. Точнее, почти не было. Был Роде, который прикидывался несчастным старым алкоголиком с остановившимся взглядом и трясущимися руками, стариком, который ничего не знает и ничего не помнит. Однако он не сумел скрыть, а может, и не считал нужным, свое убеждение в том, что русские, да еще молодые, ничего в искусстве ни знать, ни понимать не могут. Он стал приносить мне обыкновенные глиняные черепки, которые якобы все здесь погибли. Пришлось попросить комендатуру провести с ним надлежащую беседу..." "Беседа" ничего не дала - Роде, кстати, ученый с мировым именем, тайны пропавшей экспозиции не раскрыл. Как не выдал он и тайны Янтарной комнаты.

   Послевоенные поиски в руинах Королевского замка велись хаотично и принесли мизерные результаты. Учета и контроля найденного не было. Куда вывозились обнаруженные экспонаты, неизвестно. Есть документы о обнаружении около 1000 музейных экспонатов из серебра, бронзы, фарфора, фаянса, хрусталя, картин и мебели. Все это было упаковано в 60 ящиков и частично исчезло...
   После войны раскопки в Калининграде велись практически без перерыва. Без всякой системы разгребались завалы Королевского замка, и археологи попадали в полузасыпанные подвалы. Что они там искали, не совсем понятно - по одной из версий, Янтарную комнату и архивы Рейха. По завершении работ составлялись весьма любопытные отчеты. Вот, к примеру, выдержка из письма министру культуры Николаю Михайлову от 9 октября 1959 года: "...поиски, которые проводились комиссией ранее, результатов не дали, находили лишь посуду, фарфор, хрусталь, серебро, золото..." С 1961 года организованных поисков на территории замка вообще не велось.
   Было совершенно очевидно, что немцы успели вывезти из Королевского замка значительную часть коллекции. Однако куда она попала?
В заброшенных казематах
   После находок на антикварном рынке поиски следов экспозиции Прусского музея начались с удвоенной силой. Удалось выяснить, что все предметы, принесенные антикваром, были в свое время выкопаны в форте "Король Фридрих III", более известном под названием "форт N3". Сам форт, находящийся на балансе Научно-производственного центра по охране, учету, реставрации и использованию памятников истории и культуры Калининградской области, одно время сдавался в аренду коммерческой фирме, разместившей там свои склады. Куратор объекта - начальник отдела по поискам культурных ценностей Авенир Овсянов, полковник в отставке, специалист по строительству, несколько раз сам обыскивал подземелья форта и попытался найти следы раскопов, однако его инженерный взгляд ничего интересного для истории не нашел. В последний раз, правда, ему подфартило: он нашел странную ржавую железку. Покрутив ее в руках, Овсянов выбросил "металлолом", приняв ее за крепеж водопроводной трубы. Ученым он сообщил, что форт N 3 пуст. Те не поверили и решили сами наведаться в форт. Прямо у входа они нашли конские рыцарские стремена XI века, которые Овсянов и принял за металлолом.
   Однако сам форт осмотреть не удалось. Трое крепких молодых людей преградили ученым путь и предложили ретироваться. Пришлось вызвать наряд милиции. Когда все же удалось войти в казематы и забраться во внутренний ров форта, ученых ожидала долгожданная сенсация - земля была просто усыпана древними черепками, монетами и бусинами. Предприниматели отрицали свою причастность к нелегальным раскопам. Но сомнений, что всплывшие на рынке фрагменты коллекции Прусского музея были выкопаны именно на территории третьего форта, уже не было.
   По данным "Итогов", во время войны немцы вывезли в форт "Король Фридрих III" ящики с экспонатами музея и спрятали их в глухих подземных казематах, замуровав дверные проемы. Советские войска, занявшие форт, наткнулись на тайники. Художественная ценность "черепков" их мало интересовала. Древние сосуды, фибулы (застежки) и черепки были для военных не более чем мусором. А потому ящики выносили ко рву, куда их содержимое и вываливали. А вот сама деревянная тара представляла огромную ценность - она шла на разведение костров. Впрочем, часть предметов была украдена. На сувениры, судя по всему, разошлась уникальная коллекция клинков. Например, один переселенец из Казахстана нашел при перестройке чердака огромный бронзовый меч и кинжал, завернутые в газету "Красная звезда". Крестьянин меч укоротил и приспособил для колки свиней. Только в 1996 году этот меч попал на черный рынок в Калининграде, что у Дома культуры рыбаков. Музею удалось найти спонсора, и меч, точнее, его обрезок выкупили для экспозиции
   Сейчас в третьем форте идут раскопки: в заброшенных казематах археологи просеивают грунт. На сегодняшний день в руках исследователей находится уже более 20 тысяч предметов из коллекции. Большинство из них в виде обломков - скорее всего, повреждения им были нанесены уже в послевоенное время. Среди найденных древностей много таких, которые считались навсегда утерянными. Это уникальные, хорошо сохранившиеся монеты разных эпох, начиная с периода Римской империи, а также античные украшения: пряжки, браслеты, фибулы, гривны (шейные украшения), бронзовые топоры, наконечники копий, ножей, фрагменты мечей викингов, детали внутреннего убранства Королевского замка.

   После раскрытия тайны третьего форта исследователи воспряли духом. Появилась надежда, что удастся выйти и на следы Янтарной комнаты. Документы говорят о том, что ее следы тоже теряются в одном из кенигсбергских подземелий. Возможно, это один из фортов Кенигсбергской крепости...

* * *
История

   Общество по изучению древностей "Пруссия", состоящее из физиков, историков, лингвистов и прочих ученых, было создано в Кенигсберге в 1844 году по инициативе основоположника прусского искусствоведения Эрнста Августа Хагена. Уже в следующем году общество начало собирать коллекцию древностей, которая и легла в основу Prussia-Museum. Отцы-основатели музея начали проводить аукционы и скупать старинные предметы искусства и быта. К середине XIX века энтузиасты собрали весьма внушительную коллекцию. Будучи людьми педантичными и организованными, ученые заносили описания всех своих экспонатов в специальные каталоги и карты. По инициативе членов общества и при поддержке наследного принца Фридриха в пяти залах Королевского замка в Кенигсберге на месте прежней Школы ремесел 30 октября 1881 года был открыт Prussia-Museum. Археологические находки со всего мира именно тогда получили музейные бирки. Последняя реорганизация музея была осуществлена 25 ноября 1925 года. Сейчас музей известен неспециалистам только благодаря Янтарной комнате, подаренной прусским королем Фридрихом Вильгельмом I Петру I в 1716 году и бесследно исчезнувшей в 1944 году. Янтарная комната в свое время была всего лишь элементом западного крыла Королевского замка, где, кстати, и располагались залы Прусского музея, в фондах которого перед началом Второй мировой насчитывалось 240 тысяч предметов из камня, железа, золота, серебра, бронзы, янтаря, керамики. Это были предметы быта, украшения, наконечники копий, монеты, кубки, вазы - свидетельства жизни людей разных эпох.

в начало раздела          на главную страницу