Сошествие во глуби Присивашья

"КВ", 22 декабря 1997 г.  -  (Крым)
Сергей Новиков
   ... Так они и лежат - безымянные и неотпетые. А вокруг - бескрайняя степь с зелеными припухлостями: то ли скифские курганы, то ли следы укреплений после сонмища войн, прокатившихся по этой земле, от древних набегов кочевников - до последней, Отечественной. И - кости. Кости, горы стреляных гильз, ржавые штыки, дырявые каски, пустые обоймы, снова кости... Как ни вычурно это звучит, но все Присивашье - это немыслимая по своим размерам братская могила, гигантский кусок слоеного пирога, оставшегося после кровавого пиршества бога Войны. На штык лопаты - немецкая, русская, румынская полуистлевшая армейская амуниция, на три штыка - останки офицеров Добровольческой армии, махновского воинства и красноармейцев Фрунзе, на шесть штыков - наконечники скифских трехгранных стрел. И так - без конца. С металлоискателем здесь ходить бесполезно: будет звенеть не переставая...

   Я приехал сюда в составе небольшой поисковой экспедиции Республиканского благотворительного фонда "Юг" по поиску воинских захоронений при Комитете по охране памятников Совмина Крыма. Слава Богу, поиск этот в последнее время, благодаря существованию подобных фондов, обрел наконец целенаправленную и цивилизованную форму. Пожалуй, только так можно поставить заслон варварскому разграблению солдатских могил.

   Василий Рыбка, президент РБФ "Юг", человек жесткий, многое спрашивающий со своих поисковиков, но и себя не щадящий: так, для первого в Крыму перезахоронения останков солдат и офицеров вермахта, создания небольшого мемориального кладбища, куда могли бы приехать родственники погибших, продал свою "Ниву": деньги были нужны. Это еще в самом начале, при становлении фонда, когда средств не было совсем.
   Деятельность фонда значительно шире исследования военных действий. Именно В. Рыбке принадлежит заслуга в обнаружении мест злодейских расстрелов времен "красного террора", в частности в Багреевке ("КВ" писало в 93, 1997 г. об установке там скорбного Креста памяти). Важно, что сама идея примирения как высшей христианской ценности все больше укрепляется в сердцах людей.
   "Война не кончилась, пока не похоронен последний солдат" - одно дело провозглашать это. Совсем другое - мерзнуть в ледяной присивашской степи, в пудовых от налипшей глины сапогах, и коченеющими руками бережно высвобождать из подземного плена безымянные останки, втайне надеясь: а вдруг - хоть что-нибудь: солдатский жетон, портсигар с именной гравировкой, ладанка или что-нибудь иное, что позволило бы вернуть из небытия имя. Хотя бы имя. Как это мало - и как много! И все это называется - прикладная археология XX века.
  
Вергилий из Вишневки
  
   Виктора Фесенко, шофера из села Вишневка присивашского совхоза "Дмитровский", жена считает немного "того"... Да и соседи тоже. Как выходной, особенно если погода позволяет, на целый день в степь завьется - и дотемна. Колесит на своем стареньком "Жигуленке" по ближней и дальней степи, по одному ему известным проселкам, в которых приезжий - попади он сдуру сюда - запутался бы, как муха в паутине, снова и снова возвращаясь к какой-нибудь высоковольтной мачте, как к заколдованному месту. Зато и знает Витя свою землю, всю округу досконально. Где какие полки стояли, где рубежи обороны проходили, кто полег и даже иногда - каким числом. Здесь - дроздовцы, там - конница генерала Барбовича (человеческие кости попадаются вперемешку с лошадиными), а вот там - штабные землянки 51-й Приморской ударной армии. Это уже Великая Отечественная.
   Именно Витя Фесенко показал нам торчащий из мертвой сивашской воды остов сбитого самолета. Велись несколько лет назад какие-то земляные работы в прибрежных плывунах - он и проступил. Увы! Концов не найти. Что строители не успели раскурочить - местные мальчишки растащили. Почти в каждом доме здешних богом забытых сел что-нибудь военное имеется: то ременная бляха с орлом, то выпотрошенная гаубичная гильза (когда свет отключают, из них, как и в войну, хорошие коптилки получаются), а то и ржавый противотанковый пулемет в сарае валяется.

   - Слушай, - спрашиваю, - а не опасно тут блуждать? Мало ли, рванет ненароком...

   - Нет, - отвечает, - сейчас не опасно. До 1971 года два саперных полка у нас в Вишневке стояли. Каждый день в степи грохотало. А после войны пацанов полегло - уйма...

   Что-то запредельное проступает в облике этих мест. Ржавые сегменты каких-то конструкций, выпотрошенные, похожие на мертвых жуков, внутренности которых выели прожорливые муравьи, - оболочки - иначе не скажешь - тракторов и комбайнов на затерянном в степи подворье, ничейные погосты, куда уже целую вечность никто не приходит.
   Возле Карповой балки, деревеньки в пять домишек, Витя показал разрушенную кошару, сложенную некогда из... гранитных надгробий. Сейчас - просто груда изувеченных могильных плит с едва различимыми надписями на идиш. Даты смерти: 1893, 1906, 1903... Кое-где на русском: "Мейеръ Айзикович Финкель..." - оборвано. Откуда? На десятки километров вокруг - никаких каменоломен. Говорят, в двадцатые годы в этих местах создавались еврейские колхозы. Но почему даты такие? Неясно. Откуда привезли? Почему - кошара? Морок какой-то... Молчат могильные камни, молчит степь, и мы - молчим. Молча делаем снимки. Надо будет в Симферополе показать, в Комитете по охране памятников. Может быть, там прольют свет на историю этого "новодела" явно советских времен. А мы сейчас негодуем и удивляемся нынешнему кладбищенскому варварству: в чем причины? Вот они, здесь, у нас под ногами... Конечно, "река времен в своем теченье...", Державин и так далее... Но кошару-то зачем из памяти о предках?

Наверху

   Все, что нашли (а нашли мало: кроме стреляных гильз от японских карабинов, бывших на вооружении Добровольческой армии, - позеленевший портсигар с изящной монограммой "АГ" да ладанку с Георгием Победоносцем), бережно упаковали, описали, разрытую траншею с неопознанными останками тщательно засыпали землей, закидали травой, чтобы не нашли очередные "коллекционеры"...
   ...А в Вишневке сегодня рыбный день. По улице движется дребезжащий "Жигуленок" с установленным на капоте динамиком. Останавливается возле каждого двора. Из динамика льется замечательная песня с волнующими словами:

"Оп ля парабелла,

Оп ля цыгурелла,

Оп ля циля -

биля я..."

Это музыкальная заставка. Для рекламы. А дальше - заученное, как крик муэдзина: "... А-а, хамса-а-а, хамса-а-а, кому хамсы-ы-ы, совсем недорого, керченская хамса-а-а..." - почти навзрыд, и снова: "Оп ля цыгурелла..." Как занесло сюда этого азовского флибустьера? Впрочем, покупают плохо: нет денег. А яблоками он не берет. Своих, говорит, девать некуда. Яблоки в Вишневке фантастически дешевы: ведро с верхом - полторы-две гривны. Отдали бы и за одну - только кому? Приезжих, кроме нас, нет, а везти в Красноперекопск или дальше - нет смысла. Так что знаменитая пословица про парнокопытных и апельсины приобретает здесь сугубо вишневковский сакральный смысл. Уверяю вас, здешние хавроньи вполне отличат "гольден" от "банана", а "семиренку" от "бумажного ранета". И в этом для меня, городского жителя, заложника базарных посредников, тоже есть что-то потустороннее.
   Пора прощаться. Предлагаем Вите выпить "на посошок". Отказывается, спиртного он не выносит. Вот почему еще слывет, мягко говоря, чудаком у себя в Вишневке. Понятно. Мужик в деревне - и чтоб не пил?..
   Прощай, Вишневка, прощай, Витя! Дай Бог тебе счастья! На таких как ты - Земля стоит.

Эпилог

   В чем смысл этих поездок, поисков, деятельности "Юга" и подобных ему организаций? Я думаю, не только в том, чтобы найти очередное безымянное захоронение, водрузить еще один памятный Крест, даже, может быть, и не в том, чтобы возвратить имя погибшему. Это задачи тактические. В конце концов - а здесь, в Присивашье, на Перекопе, это ощущалось особенно остро - узнанными окажется ничтожная часть полегших в безумии войн. Главное - в другом. В сердечном порыве человека удержать, соединить разорванную нить времен и поколений, не дать угаснуть памяти, пронести свечу человеческого духа, задуваемую ветром времени и забвения, наперекор всему - горящей. Как сказал поэт:

Бессмертья нет. Но жизнь полным-полна,

Когда бессмертью отдана она.
А к чему, как не к бессмертью, апеллируют участники этих бескорыстных и горьких поисков!

   А Крест в Присивашье Василий Рыбка непременно поставит. Такой высоты, на какую хватит сил и возможностей. По мне - так, чтобы было видно отовсюду: из России и Украины, из Германии и Румынии... Откуда еще?

   Хватит. Навоевались. 

в начало раздела          на главную страницу