Der Angriff

Производство наградных знаков

 

Производство наградных знаков

 

Материалы

   Материалы, применявшиеся в производстве оригинальных знаков Третьего Рейха*, можно разделить на три категории качества - высшее, среднее и низкое. **
   Материалы высшего качества: включают в себя алюминий (шел на изготовление некоторых вид ранних квалификационных знаков Люфтваффе), латунь, бронза, томпак (сплав меди и цинка, напоминающий бронзу), "немецкое" серебро (сплав никеля, самом деле он не содержит серебро) и значительно реже драгоценные металлы, серебро и золото. Внешний вид алюминия, бронзы и соответственно томпака должен быть знаком большинству читателей. Что касается немецкого серебра, то коллекционеры должны знать, что оно бывает двух видов: ньюсилбер (новое серебро) и альтсилбер (старое серебро). Изделия из ньюсилбер имеют блестящий внешний вид, в то время как альтсилбер, окисляясь, приобретает тусклый блеск. Изделие из ньюсилбер будет выглядеть как настоящее серебро, и при этом оно не будет темнеть, напротив, на изделиях из ньюсилбер вскоре начнет образовываться серая или серо-коричневая патина (налет, чернь).
   Натуральное серебро очень редко использовалось в производстве наград и знаков Третьего Рейха. Встречаются образцы, изготовленные из натурального серебра, на них обычно должна стоять проба. Чаще всего можно встретить пробу с указанием содержание серебра "800", и здесь следует понимать так, что рассматриваемый образец содержит 800 единиц чистого серебра и 200 единиц примесей (чаще никель). На образцах высшего качества может встретить пробу, указывающую несколько большее содержание серебра, но к любому образцу с пробой "925" нужно относиться с подозрением вследствие того, что английские производители копий зачастую маркируют свои изделия именно так. Из-за своей мягкости чистое серебро считалось непригодным для изготовления военных наград и знаков. Настоящее золото, также, скорее всего, не попадется коллекционеру "средней руки", поскольку его использовали исключительно для изготовления высших и соответственно высококачественных наград Рейха. Исходя из всего вышеназванного, можно сделать вывод: знаки и награды Третьего Рейха, изготовленные из высококачественных материалов, как правило, имеют очень хорошие внешние показатели, и, будучи великолепно изготовленными с применением ценных материалов являются в своем роде истинными драгоценностями.
   Материалы среднего качества включают в себя различные сплавы, в том числе очищенные цинковые. В большинстве своем они имеют существенно меньшую себестоимость и вес в сравнении с их высококачественными аналогами. Тем не менее, материалы среднего качества полностью отвечают требованиям производственных технологий, о которых пойдет речь далее в этой статье, из них можно было получать достаточно детализированные и качественные знаки. В отличие от образцов, изготовленных из высококачественных материалов, материалы среднего качества, к сожалению, не были изготовлены с расчетом выдержать долгое испытания временем. Знаки этой категории чаще всего сильно темнеют и имеют вздувшиеся или отслоившиеся покрытия. 
   Материалы низкого качества состоят в основном из темного грубоочищенного цинка, основанного на сплаве, который коллекционеры часто называть шлаковым металлом или "кригсметаллом" (военным металлом). Не смотря на то, что эта категория целиком соответствовала требованиям различных технологий, она была все-таки неприемлема для нанесения покрытий. В результате, низкосортные изделия подвергались обработке лаками и красками. Этот процесс рассматривается в разделе, посвященном отделке. Хотелось бы еще заметить, что при таких условиях лаковые покрытия быстро приходят в негодность в результате естественного износа и высокой кислотности кригсметалла. В результате, изготовленные из материалов низкого качества знаки, чаще всего встречаются вообще без покрытий, а изделия из кригсметалла вдобавок имеют тусклый серый цвет. Наверное, стоит отметить, что, не смотря на то, что большинство цинкосодержащих сплавов содержали и свинец, ни один подлинный знак Третьего Рейха не мог быть изготовлен целиком из свинца. Соответственно, оригинальный знак никогда не согнется при сжатии пальцами!

Изготовление

   Технологии, которые применялись для создания оригинальных компонентов знаков Третьего Рейха, можно разделить на три категории - чеканка, объемная штамповка и литье под давлением.
   Чеканка – процесс, в ходе которого на тонкий лист холодного металла наносится определенное изображение с помощью тяжелого промышленного штампа. Отчеканенные образцы можно охарактеризовать как тонкие и не объемные. На таких образцах все изображение хорошо просматривается как с аверса, так и с реверса. Все оригинальные знаки, изготовленные с применением чеканки имеют четко выраженную деталировку. Знак за ранение 3-го класса и различные щиты являются примером чеканных образцов. Чаще всего в процессе чеканки использовался листовой металл из латунных, стальных и цинковых сплавов, здесь примером может послужить знак за ранение 1-го класса.
   Объемная штамповка – это процесс, при котором более толстый металлический лист нагревается до точки пластичности, а затем обрабатывается тяжелым штампом. Этот процесс применялся в производстве технологически более сложных знаков, как правило, имевших трехмерный дизайн. Для изготовления знаков подобного типа объемная штамповка была предпочтительней по причине того, что, горячий мягкий металл легче поддается формовке в сложные рисунки и при этом значительно сокращается износ штампов. Классический признак образца, изготовленного объемной штамповкой – это наличие явных следов штампа по краям значка. Иногда эти следы выглядят как рубцы, но часто они появляются, как простое различие в цвете. Иногда видимые невооруженным глазом, эти следы становятся более очевидными при увеличении. При внимательном рассмотрении знака в целях обнаружения следов от штампа следует помнить, что большинство знаков после выхода из-под штампа обрабатывались вручную. В результате не редки случаи, когда следы от штампа, по крайней мере, частично уничтожены с наружной стороны значка. Они должны всегда присутствовать на внутренней стороне, где труднее достичь идеально гладкой поверхности. Следы от штампов иногда можно обнаружить и на чеканных образцах, но их труднее обнаружить по причине малых толщин материалов, применявшихся в производстве штампованных знаков. Второй признак образца, изготовленного способом объемной штамповки, часто называют «холодным шунтированием».  Этот способ заключается в обнаружении мелких трещин или дефектов на поверхности знака, возникающих вследствие неравномерного охлаждения по окончании процесса штамповки. Опять же эти дефекты можно увидеть при увеличении. Холодные трещины не надо путать с вздутиями, причиной которых является ручное копирование. Объемная штамповка придает знаку хорошо выраженную, исключительно четкую деталировку.
   Литье под давлением подразумевает впрыск герметизированного расплавленного металла в закрытую форму. Как только металл остывает, изделие вынимают из формы и обрабатывают вручную до получения желаемого результата. В процессе литья под давлением добиваются тонкой деталировки и гладкого реверса. Очень часто, образцы, изготовленные литьем под давлением, имеют вплавленные петельки и зажимы, являющиеся неотъемлемыми частями знаков. На месте впрыска, на реверсе знака, остаются круглые следы от литников. В качестве примера можно вспомнить об игрушечных машинках (“Hotwheels” например), которые изготавливаются путем литья, и на них также можно найти следы эжектора, прямо как на оригинальных немецких знаках. Пример литых знаков с внутренней петлей и зажимом - знак Люфтваффе За наземный бой и пехотный Штурмовой знак. Этот метод позволял добиваться наиболее высокого качества продукции даже при использовании дешевого сырья и практически сводил к минимуму ручную обработку, по моему мнению, литье под давлением позволяло добиться существенной экономии средств.
   Хотя эта техника и не применяется в производстве оригинальных значков, описание ручного литья может оказаться полезным коллекционеру из-за того, что большинство копий изготавливаются именно этим способом. Ручное литье подразумевает использование оригинального знака, с которого снимается слепок в пластичном быстро твердеющем веществе, в итоге получается литейная форма. В готовую форму в ручную заливается расплавленный металл, и он остается в ней до полного охлаждения. Затем значок вынимается из формы и обрабатывается. Результатом ручного литья, в основном, оказывается окончательный образец, который немного меньше оригинального, и у него размытые и неточные детали. Также реверс значка при ручном литье чаще всего получится неровным и волнистым. Поскольку расплавленный металл заливается вручную, а не с помощью инжектора под давлением, небольшие пузырьки воздуха очень часто оказываются видимыми на таких образцах. В конечном счете, ручное литье не может повторить точно выраженный рельеф знака или клеймо изготовителя, которые имеют четко выраженный характер на оригинальных знаках, грани на образцах отлитых вручную всегда гладкие и закругленные. В настоящее время получила распространение новейшая и соответственно более совершенная техника изготовления копий, в которой используется мелкозернистая зубоврачебная смола для изготовления форм. У этих образцов полученных таким образом достаточно хорошая деталировка и гладкий реверс, но, как правило, отсутствуют следы клейма.
   После того как все компоненты оригинального знака были отчеканены, отштампованы или вылиты, они подвергались ручной обработке, если знак состоял из нескольких деталей, то производилась окончательная сборка. Наиболее распространенный способ сборки - при помощи заклепок, но в некоторых случаях применялся и метод пайки. Например, орел и свастика на большинстве знаков зенитных частей Люфтваффе закреплены при помощи припоя. Некоторые изготовители применяли полые заклепки, в основном Gebruder Wegerhoff, Ludenscheid (GWL). Если на знаке присутствуют полые заклепки, то они должны быть одинаково правильной формы и аккуратно обработаны.

Булавки, петли и заклепки

   В процессе изготовления булавок, петель и заклепок для нагрудных знаков Третьего Рейха, нашли широкое применение самые разнообразные материалы и технологии того времени. Отличительная и характерная черта всех этих застежек – их долговечность и прочность. Поэтому хрупкая застежка для броши или простая булавка из легко гнущегося металла, не могли использоваться на оригинальных знаках.

   Оригинальные булавки бывают плоскими и широкими, они расширяются к середине, затем постепенно сужаются к концу. Эти "раздутые" булавки достаточно твердые, часто штампованные, и должны иметь точно такое же клеймо, что и сам знак. Существуют также оригинальные булавки, которые изготавливались из очень прочных материалов и имевших круглое сечение. Края таких "круглых" булавок всегда аккуратно обработаны, для того чтобы они не цеплялись за униформу. Бытует мнение, что оригинальные булавки обязательно должны быть магнитными, это не так, вернее не во всех случаях. Встречаются как магнитные так и не магнитные булавки, но и в том и в другом случае они являются оригинальными!
   Оригинальные петли также имеют различную форму, включая цилиндрические петли, петли, изготовленные из плоских металлических листов, и изготовленные из небольшого кусочка металла. Этот последний тип обычно встречается на высококачественных знаках для Кригсмарине и Вермахта.
   Оригинальные петли обычно изготавливались путем изгибания твердого круглого металлического прутка в деталь, напоминающую по форме латинскую букву "С", после чего петля широким концом крепилась к знаку. Известны случаи применения плоского металлического прутка. И петля, и булавка, всегда были хорошо обработаны.
   Метод, с помощью которого детали булавки прикреплялись к знаку, зависит от качества использовавшегося сырья, из которого была выполнена основная часть знака. На знаках изготовленных из высококачественных материалов, петли и заклепки всегда аккуратно припаяны непосредственно к знаку. На знаках из более дешевых материалов петли и булавки чаще всего прикреплены к маленьким пластинам, которые в свою очередь припаивают к самому знаку. Известны также "дешевые" знаки, петли и булавки которых прикреплены с помощью маленьких металлических штифтов. Подобный вид крепления применялся с целью сократить до минимума трудоемкую работу, подобные крепления обычно встречаются на  шпангах за Рукопашный бой и пехотных Штурмовых знаках.

Отделка

   Технологии и материалы, используемые в процессе обработки наград и знаков имеют имеют характерные отличия. Они подразделяются на три вида, причем техника обработки, указанная ниже, соответствует непосредственно типу металла, используемого для производства знака.
   Знаки, изготовленные из высококачественных материалов, проходили через достаточно сложную отделку. Если знаку требовалось придать окончательный цвет, образец очищался, затем подвергался чернению или покрывался глазурью, и процесс обработки в этом случае завершался. В случаях, когда было необходимо придать покрытию серебристый цвет, использовались различные высококачественные сплавы никеля. Для получения "золотого" покрытия использовалась техника так называемой "огневой позолоты". Способ основан на применении ртути и был довольно опасен для человека занимающимся этим технологическим процессом. В наши дни от такого метода нанесения покрытия давно отказались. Знаки получившие подобную обработку имеют приглушенный золотистый блеск, они своеобразны и красивы. В большинстве современных копий используются шероховатое покрытие, подобное "24 каратной" позолоте, которая однако совершенно не соответствует тому виду, который имеет настоящая огневая позолота. Высококачественные знаки Кригсмарине и золотые застежки Люфтваффе зачастую имеют покрытие огневой позолотой.
   Знаки изготовленные из материалов среднего качества, как правило, имеют тонкое дешевое покрытие, которое имеет тенденцию вздуваться и со временем тускнеет.
   Знаки изготовленные из низкокачественных материалов, обычно имеют покрытие из вещества, известного как "бренлак". Это вещество на лаковой основе наносилось на знаки соответствующего цвета, а затем подвергалось термической обработке. В результате можно было получить вполне приемлемое изделие, но, к сожалению, оно быстро начинало терять свой внешний вид. Нет ничего удивительного в том, что встречаются знаки, изготовленные из дешевого материала и имеющие слабое или вообще полное отсутствие "бренлакового" покрытия.
   Покрытие из эмали обычно наносили на ордена и медали на стадии обработки в качестве финишной отделки, значительно реже наносилась эмаль на знаки. Процесс нанесения эмали заключался в использовании стеклянных порошков различных расцветок, которые наносились в определенных местах на металлическую основу будущей награды. Далее путем обжига в печи порошки  доводились до спекания в консистенцию сплошной стеклянной массы. Этот процесс мог повторяться до тех пор, пока не достигалась желаемая насыщенность красок и необходимая толщина покрытия. После чего образец очищали и полировали до достижения идеально ровной и гладкой поверхности покрытия. Настоящее эмалированное покрытие имеет высокую степень прозрачности. Если исследуемый на подлинность оригинальный образец рассмотреть с увеличением, то на эмали всегда можно обнаружить следы полировки и прочие мелкие дефекты, которые будут выглядеть как пузырьки воздуха. Кроме того, в любой светлой или белой эмали можно обнаружить вкрапления мельчайших частиц других цветов. Все это дефекты, появившиеся в результате несовершенства чистоты стеклянного порошка, или при случайном попадании частиц стеклянных порошков прочих расцветок в процессе спекания. И, наконец, в местах, где эмалевое покрытие имеет небольшие сколы или повреждения, можно обнаружить мельчайшие трещины в виде расходящихся от цента кругов, подобные тем, что образуются при пробивании стекла пулей. На современных подделках вместо "эмали" могут применяться некоторые цветные виды пластиков или покрытий на основе лаков, но их внешний вид все равно не будет соответствовать оригинальным эмалевым покрытиям. К примеру, эмаль на Материнском кресте и знаке члена НСДАП очень высокого качества. Соответственно, такое покрытие будет крайне трудно воспроизвести на копии.

Футляры

   Оригинальный футляр может очень сильно усиливать внешнюю привлекательность, исторический интерес и денежную стоимость награды Третьего Рейха. К великому сожалению коллекционеров, футляры подделываются так же часто и успешно, как и сами награды. Многие футляры были изготовлены по оригинальной технологии фирм, изготовлявших их во времена третьего Рейха. Но как тогда отличить настоящий футляр от копии? Как и в примерах с наградами, несколько слов об оригинальных технологиях их изготовления могут оказаться весьма полезны. Оригинальные футляры выглядят весьма солидно, даже не смотря на то, что изготовлены они были из прессованной бумаги. Бумажные половинки покрывались либо очень плотной окрашенной тканью (в основном это футляры для военных знаков), либо специальной черным материалом, известным в среде коллекционеров как кожезаменитель. Изнутри крышка (верхняя часть) имела слой ватина, который в свою очередь был задрапирован небольшим кусочком сатина или искусственного шелка соответствующего цвета. Нижняя половинка футляра изготовлялась из прессованного картона, в котором было предусмотрено место для крепления награды или знака. Лицевая сторона нижней части футляра оформлялась цветной хлопчатобумажной материей, внутренние борта, образовавшейся таким образом коробочки, аккуратно оклеивались широкими картонными полосками. У футляров наивысшего качества нижние и верхние половинки корпуса соединялись при помощи маленьких металлических петель (наподобие рояльных), у более дешевых футляров было клеевое соединение при помощи обыкновенной бумажной полоски. На футлярах присутствовали кнопки различных видов, которые в свою очередь могли защелкиваться при помощи пружины, либо позволявшие половинкам корпуса плотнее закрываться, имевшие скорее декоративное назначение. Большинство деталей оригинальных футляров соединялись между собой при помощи клея.

    Есть несколько моментов, на которые необходимо обращать внимание при установлении подлинности футляра.
    Поролон никогда не использовался в оригинальных футлярах, зато очень часто его можно обнаружить как в копиях, так и в футлярах, изготовленных для наград 1957 года.
   Клей, применявшийся для изготовления оригинальных футляров, также заслуживает небольшого упоминания. В основном он желтого или коричневого цвета, чаще всего очень хрупкий и с многочисленными трещинами, по своему внешнему виду напоминает скорее засохшую грязь. Самое доступное место, для того чтобы увидеть остатки клея - попытаться приподнять прессованный картон в нижней половинке футляра. На большинстве оригинальных футляров, прессованный картон легко отклеивается из-за потрескавшегося старого клея. Ну а если вдруг не отклеивается сам - тогда благодаря стараниям усердного коллекционера. В тех футлярах, где эта часть очень хорошо закреплена это будет весьма проблематично. Современные эпоксидные типы клея после высыхания становятся малозаметными, и не трескаются, как клей на оригинальных футлярах. Также нужно отметить, что если встречаются знаки качества или отметки контролера, то они должны быть нанесены шариковой ручкой.
   И в заключении, пожалуй, самый верный способ проверки футляра на подлинность - оригинальные футляры всегда имеют специфический запах! У них достаточно резкий запах, сравнимый лишь с запахом старых бумаг или книг. Из чего можно сделать один вывод: футляры, имеющие какой либо иной запах или ярко выраженный запах нового клея, являются копиями. Но не стоит обижаться на меня, если вас попросят удалиться с какой либо военной выставки или аукциона, после того как вас застанут нюхающего футляр от награды!
* В этой статье главным образом описываются технологии производств знаков Третьего Рейха, но многое из вышесказанного относится к орденам и медалям Третьего Рейха.
** Я решил не пользоваться обычной практикой соотносить качество непосредственно к определенному временному периоду, т.е. начало войны, середина войны и т.д. Я всегда считал эту практику путаной и не достоверной. Мы привыкли думать что немецкие производители увеличивали использование наиболее дешевых нестратегических материалов в изготовлении наград и знаков мере постепенного ухудшения снабжения и положения на фронтах. Но по моему мнению, знаки из дешевых материалов производились паралельно с высококачественными, просто многие частные фирмы-изготовители предлагали потребителям альтернативные варианты преобретения как дешевой, так и дорогой продукции. Также можно предположить, что некоторые фирмы были просто не в состоянии позволить себе использовать дорогостоящие высококачественные материалы и оборудование. Думаю также, что есть очень много неизученного по этой теме, особенно о производстве знаков в начальном периоде войны.
автор Andy Hopkins
перевод Leksey
 

 

в начало раздела          на главную страницу