Der Angriff

Саперный батальон

 
   Цветом рода войск саперов был черный, поэтому их часто называли "черными саперами", чтобы отличить от "белых" пехотных саперов. Солдаты из саперного батальона были мастерами на все руки, благодаря своему оснащению и навыкам саперы помогали другим частям дивизии решать поставленные перед ними боевые задачи. На марше саперы обеспечивали продвижение дивизии вперед. Устраняли заграждения, устроенные противником, и форсировали естественные преграды. Саперы наводили понтонные мосты или паромы, а также строили капитальные или временные мосты или ремонтировали уже существующие. В наступлении, когда дивизии приходилось штурмовать укрепленные пункты противника, саперы прокладывали путь в проволочных заграждениях и минных полях, устраняли завалы и др. Часто саперам приходилось выступать в качестве ударного отряда: подкладывать фугасы под оборонительные объекты противника или выкуривать противника при помощи огнеметов. В обороне саперы строили оборонительные сооружения: траншеи, блиндажи, проволочные заграждения, минные поля. Саперы маскировали позиции, организовывали огневые поля и др. В отступлении саперы останавливали и замедляли продвижение противника при помощи минных полей, завалов на дорогах. Отходя, саперы взрывали мосты, разрушали здания, повреждали железнодорожные пути. В конце войны саперам приходилось выступать в качестве обычной пехоты.
   Саперный батальон (частично моторизован):
   Штаб.
   Взвод связи (моторизован)
.
   1-й и 2-й взвода саперной роты (на конной тяге)
,
   3-й взвод саперной роты (моторизован)
.
   Колонна мостоукладчиков тип “В” (моторизована)
.
   Легкая саперная колонна (на конной тяге)
.
   Всего саперный батальон насчитывал 17 офицеров, 1 чиновника, 60 унтер-офицеров, 442 солдат при 14 верховых и 38 тягловых лошадях, 19 конных повозках, 9 автомашинах, 24 мотоциклах и 38 грузовых автомобилях (не считая мостоукладчиков и транспорта в легкой саперной колонне).
   Структура батальона:
   Штаб батальона
: командир, офицер для особых поручений, адъютант, интендант, врач, помощник врача, ветеринар, солдаты - всего 36 солдат и офицеров.
   Взвод связи: 1 офицер, 4 унтер-офицера, 27 солдат.
   Батальонный оркестр: 1 дирижер и 27 музыкантов. (Саперный батальон был единственным батальоном в дивизии, имевшим собственный оркестр. В полевых условиях музыканты занимали вспомогательные должности).
   1-я и 2-я саперные роты: в каждой 4 офицера и 187 солдат и унтер-офицеров при 4 верховых и 16 тягловых лошадях, 8 повозках, 1 автомобиле, 5 грузовиках и 5 мотоциклах.
   Структура роты: штабное отделение: командир, 7 солдат, 2 верховые лошади, 1 автомобиль и 2 мотоцикла. 3 саперных взвода: штабная секция (1+5), 3 отделения (1+14 с 9 ручными пулеметами, 3 огнемета, 3 противотанковых ружья), одна конная повозка. Секция снабжения боеприпасами: 14 человек, 3 грузовика, 2 прицепа с передвижными компрессорными установками.
   Отряды боевого снабжения I и II: 1 двуконная повозка, полевая кухня (двуконная), 2 велосипеда.
   Отряды снабжения I и II: 1 двуконная повозка, 1 средний грузовик.
   Обоз: 1 средний грузовик, 15 человек.
  
3-я саперная рота: 4 офицера и 194 унтер-офицера и солдата при 6 автомашинах, 16 грузовиков и семь мотоциклов.
   Отряды снабжения и обозы.
   Оснащение саперных рот:
   Инструменты: 9 больших компрессоров, 20 электропил, 6 ацетиленовых горелок, 10 ручных проблесковых огней, топоры, кайлы, пилы, лопаты штыковые и совковые, трамбовки, коперы и др. Спецодежда: водонепроницаемые комбинезоны, кожаные рукавицы и др. Заградительные материалы: 306 рулонов типа “К”, 100 рулонов типа “S”, 73 мотков колючей проволоки, 21 моток простой проволоки, 1550 мешков, которые можно было заполнить песком и использовать для сооружения обороны. Рулоны типа “S” представляли собой готовые проволочные заграждения, которые оставалось лишь размотать. Рулоны типа “К” были устроены также, как и рулоны “S”, но изготавливались из обычной проволоки. Фугасные и зажигательные устройства: 351 кг взрывчатых веществ, 23 кг зажигательных веществ, 2600 метров бикфордова шнура, 936 дымовых гранат и дымовых шашек. Мины: 1140 противотанковых и 1934 противопехотных мин. Понтонные материалы: 36 малых надувных понтонов и 36 больших. Из нескольких больших понтонов можно было соорудить временный паром. Для буксировки парома использовались моторные лодки или перебрасывался с берега на берег канат. При помощи пяти малых понтонов можно было навести легкий мост длиной до 24 м. Мост оснащался перилами, по нему в два ряда могла идти пехота. По мосту допускалось перегонять мотоциклы, а также переносить тяжелое пехотное вооружение. Имелся вариант еще более легкого мостика, по которому пехота могла идти колонной по одному с интервалом. Огнеметы: в каждой саперной роте было по три легких огнемета образца 1934 года - достаточно эффективного оружия, от которого невозможно было укрыться. Огнемет состоял из станка с двумя плечевыми ремнями, к которому крепился резервуар с горючей смесью. К нижней части резервуара подсоединялся гибкий шланг с патрубком. В заполненном состоянии огнемет был довольно тяжел - 36 кг. Этот вес приходилось на своей спине таскать одному человеку. В резервуар под давлением закачивался азот, который выталкивал горючую смесь через патрубок. Огнемет мог метать струю горящей смеси на расстояние до 25-30 м. Всего огнемет позволял произвести около 35 выстрелов (или 45 секунд непрерывной работы). Огнемет образца 1941 года весил всего 22 кг, но и обладал меньшим запасом горючей смеси и меньшей дальнобойностью (20-25 м). Огнеметная группа состояла из командира, огнеметчика и стрелка.
   Легкая саперная колонна состояла из трех взводов, каждый взвод, в свою очередь, состоял из трех двуконных повозок. На повозках перевозилось оружие, боекомплект, шанцевый инструмент и другие инструменты и материалы, необходимые саперам.
   Колонна мостоуклачиков "В". Форсирование крупных водных преград в условиях мобильной войны практически невозможно без полностью моторизованной колонны мостоукладчиков. Колонны мостоукладчиков были развернуты только после начала войны. В каждой колонне было 2 офицера, 13 унтер-офицеров и 87 солдат (в том числе 39 шоферов). Главной задачей колонны было не наводить мосты, а доставить необходимые для этого материалы в нужное место в максимально сжатые сроки. Таким образом, колонна была тыловой службой. Строительство мостов осуществляли саперы, которые располагали для этого достаточными средствами. Структура колонны мостоукладчиков: командная секция (офицер, 5 солдат и унтер-офицеров), оснащена 1 автомобилем и 3 мотоциклами. 1-й понтонный взвод (1 офицер, 35 солдат и унтер-офицеров), оснащен 1 автомобилем, 1 мотоциклом, 4 средними (8-т) полугусеничными тягачами (каждый тягач буксирует двухосный прицеп с половиной понтона), 4 средних полноприводных 3-осных грузовика (каждый грузовик буксирует двухосный прицеп с половиной понтона), 2 средних грузовика с буксируемыми эстакадами, 2 средних грузовика с транцевыми прицепами, 1 средний грузовик с одноосным прицепом для катера (M-blat). 2-й понтонный взвод (36 солдат и унтер-офицеров) по структуре совпадал с 1-м понтонным взводом, но перевозил дополнительный двуосный прицеп с 6 лодками. Запасной взвод (8 человек), оснащен 1 мотоциклом с коляской, 2 средними грузовиками с двумя буксируемыми эстакадами, 1 средним грузовиком с одноосным прицепом. Кроме того, грузовики взвода перевозили инструменты, надувные камеры, детали мостов и др. Обоз (1 чиновник, 15 солдат и унтер-офицеров), оснащен моторизованной походной кухней, 2 мотоциклами с коляской, 1 легким грузовым автомобилем, 1 бензовозом. Всего колонна мостоукладчиков имела: 16 полупонтонов, 8 эстакад, 2 аппарели, 8 береговых транцев, 8 16-тонных несущих балок, 6 лодок, 1 катер, 20 малых надувных понтонов, 24 больших надувных понтона. Лодки: были изготовлены из дерева и имели очень небольшую осадку (10 см в пустом состоянии). Лодки оснащались 4 цилиндровым подвесным мотором, позволявшим развивать скорость до 30 км/ ч. Экипаж лодки состоял из рулевого, сидевшего на корме, и помощника рулевого, располагавшегося на носу. Лодка могла принимать на борт до шести человек. Катер:использовался для буксировки паромов и структур моста. Полупонтон имел длину 3,20 м и весил 750 кг. Полупонтон сгружали с прицепа и относили к воде отрядом в 20 человек. Из полупонтонов можно было делать паромы или мосты: 8 паромов, каждый грузоподъемностью 4 тонны, 4 двойных парома, грузоподъемностью по 8 тонн каждый, 2 парома по 16 тонн каждый или 1 паром грузоподъемностью 20 тонн (способный перевозить 150-мм тяжелую пехотную гаубицу с буксирующим трактором). Понтонные паромы двигались при помощи двух подвесных моторов или их тянули к берегу за канат, натянутый поперек реки. При помощи полупонтонов можно было возвести мосты следующих типов: 4-тонный военный мост длиной около 130 м (полупонтонный, однополосный), предназначенный для передвижения легких конских повозок, противотанковых пушек, легких пехотных пушек и др., 8-тонный военный мост длиной 80 м (полупонтонный, однополосный), предназначенный для передвижения конских повозок всех типов, легкой артиллерии и всего дивизионного автотранспорта, 16-тонный военный мост (в 1939 году грузоподъемность моста разрешили довести до 20 тонн) длиной 20 м (понтонный, однополосный), предназначался для переправы тяжелого автотранспорта и тяжелой артиллерии с тягачами. При помощи дополнительного оснащения длину моста можно было увеличить на 2-5 м. В любом случае, пожертвовав грузоподъемностью можно было увеличить длину моста и наоборот. Конструктивно мост состоял из плавающей и фиксированной части. Фиксированная часть закреплялась у берега на быках. Аппарель соединяла фиксированную часть с плавающей. Одним концом аппарель покоилась на первом понтоне, а вторым крепилась к береговому транцу. Плавающая часть моста состояла из полупонтонов, состыкованных друг с другом.
 

 

в начало раздела          на главную страницу