211 мм мортира образца 18 года |
|||
|
|||
211 мм мортира образца 18 года.
Последовательность перехода из походного положения в боевое.
211 мм мортира в момент выстрела. Восточный фронт, февраль 1942 года.
Разгрузка боеприпасов на батарее 211 мм мортир.
Мортира в зимнем камуфляже. |
Тяжелая 211 мм мортира образца 1918 года (21 cm Mцrser 18) была разработана в конце Первой Мировой войны и выпускалась оружейниками фирмы "Крупп" вплоть до июня 1942 года. В октябре 1918 года 489 орудий этого типа составляли основу германской тяжелой полевой артиллерии. Несмотря на то, что по условиям Версальского мирного договора эти орудия подлежали уничтожению, некоторое их количество было сохранено и после 1933 года широко использовалось для обучения личного состава тяжелых артдивизионов до получения ими от промышленности новых мортир этого же образца. К 1 сентября 1939 года Вермахт располагал только 27 мортирами образца 18 года при 8300 шт выстрелах к ним. | ||
К июню 1941 года Вермахт уже имел 388 мортир образца 18 года, сведенных в моторизованные дивизионы. | |||
Основным предназначением мортиры было разрушение долговременных оборонительных сооружений, борьба с артиллерией и уничтожение бронетанковой техники и живой силы противника в местах их сосредоточения. В наступлении и обороне это орудие использовалось преимущественно как средство усиления германских войск, действующих на важнейших направлениях. Конструктивно мортира состояла из двух основных частей: ствола с затвором и лафета с прицельными приспособлениями. Кроме того, для перевозки системы использовались передок и ствольная повозка. | |||
Ствол
состоял из
следующих
основных
узлов: - трубы-моноблока, свободно вставляемой в кожух; - кожуха; - казенника с бородой и стойкой для крепления противооткатных устройств; - натяжной муфты для крепления казенника. Основными узлами лафета являлись: - люлька с противооткатными устройствами ствола; - верхний станок с расположенными на нем подъемным и уравновешивающим механизмами и прицельными приспособлениями; - противооткатные устройства верхнего станка; - нижний станок с поворотным механизмом; - хоботовая опора и опорная плита; - ход лафета, состоящий из боевой оси, подрессоривания и колес; - механизмы для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно, смонтированные на орудии и ствольной повозке. |
|||
Орудие
обладало
высокой
маневренностью
и гибкостью
огня. Хотя
угол
горизонтального
обстрела
при работе
поворотным
механизмом
составлял
всего 16°,
благодаря
наличию
опорной
плиты
посредством
перестановки
хобота и
оттяжек он
мог быть
доведен до 360°.
Угол
вертикального
обстрела
составлял
от 0 до +70°. |
|||
Маневренность
огня
обеспечивалась
и благодаря
использованию
шести
переменных
зарядов, что
позволяло
подобрать
траекторию,
оптимальную
для
поражения
конкретной
цели. По
оценкам
специалистов,
по
характеру
траектории
и дальности
стрельбы 211 мм
мортира
больше
походила на
тяжелую
гаубицу. При
стрельбе на
первом -
четвертом
зарядах
орудие
обладало
достаточно
высокой
устойчивостью
при всех
углах
возвышения,
а при
стрельбе на
пятом и
шестом (полном)
зарядах оно
устойчиво
лишь при
углах
возвышения
свыше 7,5°, что
частично
достигалось
применением
двойного
отката:
ствол
откатывался
по люльке, а
люлька
вместе со
стволом и
верхним
станком - по
нижнему
станку
лафета. |
|||
Наводка и заряжание могли производиться одновременно и независимо друг от друга, так как орудие было снабжено прицелом, независимым от орудия, с полунезависимой линией прицеливания. Скорострельность мортиры составляла около 1 выстрела в минуту, с учетом затраты времени на перезарядку орудие могло произвести не более 30 выстрелов в минуту. | |||
В
боекомплект
мортиры
входили
выстрелы
раздельного
гильзового
заряжания с
осколочно-фугасными
снарядами 21cm.Gr.18
и 21cm.Gr.18Stg, а также с
бетонобойными
снарядами 21cm.Gr.18Bе.
Осколочно-фугасные
снаряды
имели
дальнобойную
форму,
снабжены
двумя
ведущими
поясками и
различаются
лишь
способами
изготовления
корпусов. Их
вес
составлял 113
кг. |
|||
Бетонобойный
снаряд 21 cm.Gr.18Be
имел
срезанную
на конус
головную
часть с
небольшим
притуплением,
к которой
приварен
баллистический
колпак. Вес
снаряда
составлял 121,4 кг. |
|||
Транспортирование
мортиры
производилось
механической
тягой. При
этом ствол и
лафет
перевозились
отдельно,
составляя в
походном
положении
две повозки.
Благодаря
наличию
подрессоривания
при таком
способе
транспортирования
допускалась
скорость
передвижения
10- 20 км/час (в
зависимости
от качества
дороги). |
|||
На короткие расстояния со скоростью движения не выше 4-6 км/час допускалась перевозка мортиры в нераздельном виде (со стволом, наложенным на лафет). Орудийный расчет из 12-15 человек переводил орудие из походного положения в боевое или обратно за 30 минут. | |||
В годы Второй Мировой войны 211 мм мортира образца 18 года использовалась на всех фронтах и во всех видах боя и как орудие большой мощности показала превосходные боевые качества. | |||
Всего с 1939 по 1942 год было изготовлено (по немецким данным) 487 мортир данного типа. | |||
Тактико-технические характеристики |
|||
Калибр, мм | 211 | ||
Длина ствола, м / калибров | 6,15 / 31 | ||
Максимальная длина пушки, м | 12,8 | ||
Максимальная ширина пушки, м | 2,8 | ||
Максимальная высота пушки, м | 3,1 | ||
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда, м/сек | 565 | ||
Наибольший угол возвышения, ° | 70 | ||
Угол склонения, ° | 0 | ||
Угол горизонтального обстрела, ° | 16 | ||
Вес в боевом положении, кг | 16700 | ||
Вес в походном положении при неразделенной возке, кг | 17900 | ||
Скорострельность, выстрел/мин | 1 | ||
Наибольшая дальность стрельбы, м | 16700 | ||
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг | 113 | ||
Материал подготовлен с использованием следующей литературы: Шунков В. "Оружие Вермахта", Минск, 1999. | |||