Саперный батальон |
Цветом
рода войск
саперов был
черный,
поэтому их
часто
называли "черными
саперами",
чтобы
отличить от
"белых"
пехотных
саперов.
Солдаты из
саперного
батальона
были
мастерами
на все руки,
благодаря
своему
оснащению и
навыкам
саперы
помогали
другим
частям
дивизии
решать
поставленные
перед ними
боевые
задачи. На
марше
саперы
обеспечивали
продвижение
дивизии
вперед.
Устраняли
заграждения,
устроенные
противником,
и
форсировали
естественные
преграды.
Саперы
наводили
понтонные
мосты или
паромы, а
также
строили
капитальные
или
временные
мосты или
ремонтировали
уже
существующие.
В
наступлении,
когда
дивизии
приходилось
штурмовать
укрепленные
пункты
противника,
саперы
прокладывали
путь в
проволочных
заграждениях
и минных
полях,
устраняли
завалы и др.
Часто
саперам
приходилось
выступать в
качестве
ударного
отряда:
подкладывать
фугасы под
оборонительные
объекты
противника
или
выкуривать
противника
при помощи
огнеметов. В
обороне
саперы
строили
оборонительные
сооружения:
траншеи,
блиндажи,
проволочные
заграждения,
минные поля.
Саперы
маскировали
позиции,
организовывали
огневые
поля и др. В
отступлении
саперы
останавливали
и замедляли
продвижение
противника
при помощи
минных
полей,
завалов на
дорогах.
Отходя,
саперы
взрывали
мосты,
разрушали
здания,
повреждали
железнодорожные
пути. В
конце войны
саперам
приходилось
выступать в
качестве
обычной
пехоты. Саперный батальон (частично моторизован): Штаб. Взвод связи (моторизован). 1-й и 2-й взвода саперной роты (на конной тяге), 3-й взвод саперной роты (моторизован). Колонна мостоукладчиков тип “В” (моторизована). Легкая саперная колонна (на конной тяге). Всего саперный батальон насчитывал 17 офицеров, 1 чиновника, 60 унтер-офицеров, 442 солдат при 14 верховых и 38 тягловых лошадях, 19 конных повозках, 9 автомашинах, 24 мотоциклах и 38 грузовых автомобилях (не считая мостоукладчиков и транспорта в легкой саперной колонне). Структура батальона: Штаб батальона: командир, офицер для особых поручений, адъютант, интендант, врач, помощник врача, ветеринар, солдаты - всего 36 солдат и офицеров. Взвод связи: 1 офицер, 4 унтер-офицера, 27 солдат. Батальонный оркестр: 1 дирижер и 27 музыкантов. (Саперный батальон был единственным батальоном в дивизии, имевшим собственный оркестр. В полевых условиях музыканты занимали вспомогательные должности). 1-я и 2-я саперные роты: в каждой 4 офицера и 187 солдат и унтер-офицеров при 4 верховых и 16 тягловых лошадях, 8 повозках, 1 автомобиле, 5 грузовиках и 5 мотоциклах. Структура роты: штабное отделение: командир, 7 солдат, 2 верховые лошади, 1 автомобиль и 2 мотоцикла. 3 саперных взвода: штабная секция (1+5), 3 отделения (1+14 с 9 ручными пулеметами, 3 огнемета, 3 противотанковых ружья), одна конная повозка. Секция снабжения боеприпасами: 14 человек, 3 грузовика, 2 прицепа с передвижными компрессорными установками. Отряды боевого снабжения I и II: 1 двуконная повозка, полевая кухня (двуконная), 2 велосипеда. Отряды снабжения I и II: 1 двуконная повозка, 1 средний грузовик. Обоз: 1 средний грузовик, 15 человек. 3-я саперная рота: 4 офицера и 194 унтер-офицера и солдата при 6 автомашинах, 16 грузовиков и семь мотоциклов. Отряды снабжения и обозы. Оснащение саперных рот: Инструменты: 9 больших компрессоров, 20 электропил, 6 ацетиленовых горелок, 10 ручных проблесковых огней, топоры, кайлы, пилы, лопаты штыковые и совковые, трамбовки, коперы и др. Спецодежда: водонепроницаемые комбинезоны, кожаные рукавицы и др. Заградительные материалы: 306 рулонов типа “К”, 100 рулонов типа “S”, 73 мотков колючей проволоки, 21 моток простой проволоки, 1550 мешков, которые можно было заполнить песком и использовать для сооружения обороны. Рулоны типа “S” представляли собой готовые проволочные заграждения, которые оставалось лишь размотать. Рулоны типа “К” были устроены также, как и рулоны “S”, но изготавливались из обычной проволоки. Фугасные и зажигательные устройства: 351 кг взрывчатых веществ, 23 кг зажигательных веществ, 2600 метров бикфордова шнура, 936 дымовых гранат и дымовых шашек. Мины: 1140 противотанковых и 1934 противопехотных мин. Понтонные материалы: 36 малых надувных понтонов и 36 больших. Из нескольких больших понтонов можно было соорудить временный паром. Для буксировки парома использовались моторные лодки или перебрасывался с берега на берег канат. При помощи пяти малых понтонов можно было навести легкий мост длиной до 24 м. Мост оснащался перилами, по нему в два ряда могла идти пехота. По мосту допускалось перегонять мотоциклы, а также переносить тяжелое пехотное вооружение. Имелся вариант еще более легкого мостика, по которому пехота могла идти колонной по одному с интервалом. Огнеметы: в каждой саперной роте было по три легких огнемета образца 1934 года - достаточно эффективного оружия, от которого невозможно было укрыться. Огнемет состоял из станка с двумя плечевыми ремнями, к которому крепился резервуар с горючей смесью. К нижней части резервуара подсоединялся гибкий шланг с патрубком. В заполненном состоянии огнемет был довольно тяжел - 36 кг. Этот вес приходилось на своей спине таскать одному человеку. В резервуар под давлением закачивался азот, который выталкивал горючую смесь через патрубок. Огнемет мог метать струю горящей смеси на расстояние до 25-30 м. Всего огнемет позволял произвести около 35 выстрелов (или 45 секунд непрерывной работы). Огнемет образца 1941 года весил всего 22 кг, но и обладал меньшим запасом горючей смеси и меньшей дальнобойностью (20-25 м). Огнеметная группа состояла из командира, огнеметчика и стрелка. Легкая саперная колонна состояла из трех взводов, каждый взвод, в свою очередь, состоял из трех двуконных повозок. На повозках перевозилось оружие, боекомплект, шанцевый инструмент и другие инструменты и материалы, необходимые саперам. Колонна мостоуклачиков "В". Форсирование крупных водных преград в условиях мобильной войны практически невозможно без полностью моторизованной колонны мостоукладчиков. Колонны мостоукладчиков были развернуты только после начала войны. В каждой колонне было 2 офицера, 13 унтер-офицеров и 87 солдат (в том числе 39 шоферов). Главной задачей колонны было не наводить мосты, а доставить необходимые для этого материалы в нужное место в максимально сжатые сроки. Таким образом, колонна была тыловой службой. Строительство мостов осуществляли саперы, которые располагали для этого достаточными средствами. Структура колонны мостоукладчиков: командная секция (офицер, 5 солдат и унтер-офицеров), оснащена 1 автомобилем и 3 мотоциклами. 1-й понтонный взвод (1 офицер, 35 солдат и унтер-офицеров), оснащен 1 автомобилем, 1 мотоциклом, 4 средними (8-т) полугусеничными тягачами (каждый тягач буксирует двухосный прицеп с половиной понтона), 4 средних полноприводных 3-осных грузовика (каждый грузовик буксирует двухосный прицеп с половиной понтона), 2 средних грузовика с буксируемыми эстакадами, 2 средних грузовика с транцевыми прицепами, 1 средний грузовик с одноосным прицепом для катера (M-blat). 2-й понтонный взвод (36 солдат и унтер-офицеров) по структуре совпадал с 1-м понтонным взводом, но перевозил дополнительный двуосный прицеп с 6 лодками. Запасной взвод (8 человек), оснащен 1 мотоциклом с коляской, 2 средними грузовиками с двумя буксируемыми эстакадами, 1 средним грузовиком с одноосным прицепом. Кроме того, грузовики взвода перевозили инструменты, надувные камеры, детали мостов и др. Обоз (1 чиновник, 15 солдат и унтер-офицеров), оснащен моторизованной походной кухней, 2 мотоциклами с коляской, 1 легким грузовым автомобилем, 1 бензовозом. Всего колонна мостоукладчиков имела: 16 полупонтонов, 8 эстакад, 2 аппарели, 8 береговых транцев, 8 16-тонных несущих балок, 6 лодок, 1 катер, 20 малых надувных понтонов, 24 больших надувных понтона. Лодки: были изготовлены из дерева и имели очень небольшую осадку (10 см в пустом состоянии). Лодки оснащались 4 цилиндровым подвесным мотором, позволявшим развивать скорость до 30 км/ ч. Экипаж лодки состоял из рулевого, сидевшего на корме, и помощника рулевого, располагавшегося на носу. Лодка могла принимать на борт до шести человек. Катер:использовался для буксировки паромов и структур моста. Полупонтон имел длину 3,20 м и весил 750 кг. Полупонтон сгружали с прицепа и относили к воде отрядом в 20 человек. Из полупонтонов можно было делать паромы или мосты: 8 паромов, каждый грузоподъемностью 4 тонны, 4 двойных парома, грузоподъемностью по 8 тонн каждый, 2 парома по 16 тонн каждый или 1 паром грузоподъемностью 20 тонн (способный перевозить 150-мм тяжелую пехотную гаубицу с буксирующим трактором). Понтонные паромы двигались при помощи двух подвесных моторов или их тянули к берегу за канат, натянутый поперек реки. При помощи полупонтонов можно было возвести мосты следующих типов: 4-тонный военный мост длиной около 130 м (полупонтонный, однополосный), предназначенный для передвижения легких конских повозок, противотанковых пушек, легких пехотных пушек и др., 8-тонный военный мост длиной 80 м (полупонтонный, однополосный), предназначенный для передвижения конских повозок всех типов, легкой артиллерии и всего дивизионного автотранспорта, 16-тонный военный мост (в 1939 году грузоподъемность моста разрешили довести до 20 тонн) длиной 20 м (понтонный, однополосный), предназначался для переправы тяжелого автотранспорта и тяжелой артиллерии с тягачами. При помощи дополнительного оснащения длину моста можно было увеличить на 2-5 м. В любом случае, пожертвовав грузоподъемностью можно было увеличить длину моста и наоборот. Конструктивно мост состоял из плавающей и фиксированной части. Фиксированная часть закреплялась у берега на быках. Аппарель соединяла фиксированную часть с плавающей. Одним концом аппарель покоилась на первом понтоне, а вторым крепилась к береговому транцу. Плавающая часть моста состояла из полупонтонов, состыкованных друг с другом. |
|